Назад

Создатель Герба рассказал о ноу-хау в национальной архитектуре

03.06.2017 09:00

АСТАНА. КАЗИНФОРМ - 4 июня - День государственных символов Казахстана, в этом году им исполняется 25 лет.
Имена создателей государственного герба нашей республики известны каждому казахстанцу - это Жандарбек Малибеков и Шота-Аман Валиханов. Жандарбек Малибеков в эксклюзивном интервью корреспонденту МИА «Казинформ» рассказал о том, что спустя многие годы эмоции от этого праздника остаются такими же, как и четверть века назад, а также поделился своим видением, как должна выглядеть столица Казахстана.

- Жандарбек Малибекович, расскажите, чем Вы сейчас занимаетесь? По имеющейся у нас информации, Вы преподаете в ЕНУ им. Гумилева. Так ли это, и какой именно предмет преподаете?

- Я обучаю студентов архитектуре и градостроительству. К слову, я преподаю им и новое, придуманное мной, направление в архитектуре - Ой тегі. Оно созвучно с направлением Hi-tech, но на самом деле представляет собой абсолютно другое. В переводе на русский язык слово «ой» означает мысль, а тегі - корни. Иными словами, это направление подразумевает мысль предков. Здесь вы можете увидеть несколько эскизов, отражающих мои идеи по этому поводу. Я считаю, что казахстанская архитектура должна в корне отличаться от всех других, и нести в себе историческую и этническую смысловую нагрузку. (фото эскизов). Поэтому, Ой тегі является архитектурным направлением, базирующимся на символах казахской культуры.

5

- Это ваши будущие проекты? И как относятся местные власти к вашим идеям?

- Это мои будущие проекты, верно. Властям я их еще не представлял, считаю, что они пока не готовы к принятию такого стиля. У меня есть экспериментальная группа студентов, которых я обучаю именно этноархитектуре, как я ее называю. Чтобы быть экспертом в области этноархитектуры, нужно отлично знать историю и разбираться в археологии. Направление включает в себя абсолютно все составляющие нашей культуры - музыку, философию, национальные орнаменты и исконные казахские традиции. Своя изюминка есть и в японской, и в китайской архитектуре. Таковая должна быть и у нас. Она должна отражать наш национальный менталитет и историю великой степи. Вопрос в том, как она будет звучать в пространстве, выражаясь образно. Если придерживаться только архаичности, она звучать не будет. Поэтому, нашей задачей является сочетание суперсовременных проектов и историко-этнических признаков. Нам нужно создавать нашу архитектуру на основе казахских элементов. О таком градостроительстве мечтают все архитекторы мира.

2

3

- Расскажите немного о себе.

- Я родился в Кызылординской области в 1942 году, в семье железнодорожника. По окончании школы, в 1959 году я уехал учиться в Ташкент. Проучившись там 6 лет, мне нужно было еще отработать в этом городе три года, да так и остался в Ташкенте. Когда объявили конкурс на дизайн государственных символов 1992 году, мне было уже 50 лет и находился в Ташкенте тогда. Там же я и создал герб.

- Были ли вы уверены в своей победе в тот далекий теперь уже год?

- Нет. Я не рассчитывал на победу, я думал лишь о гербе. Когда участвуешь в конкурсах, многое зависит от эмоционального состояния и твоей рабочей формы именно в тот момент. Я был тогда полностью сосредоточен на своей работе. О самом конкурсе я прочитал в газетной вырезке и решил принять участие. Узнав о получении независимости нашей страной, я был очень рад этому. Меня переполняли патриотические чувства, которые и помогли создать этот государственный символ.

Возвращаясь к градостроительству, хочу отметить, что большинство наших жилых домов, включая секционные и галерейные здания, созданы по нормативам прошлого века, которые не менялись с 70-х годов. В советское время не было возможности отражения национальных символов в архитектуре. Поэтому, мы едва не потеряли свой язык, на котором говорили наши предки. После приобретения независимости, у Казахстана свой путь, и в архитектуре, и в строительстве, и в экономике, и во всех других сферах. Поэтому, нам нужно создавать свой собственный стиль. Однотипные стеклянные здания, распространенные сегодня, деформируют восприятие. Поэтому, еще раз повторю, что дома нужно строить исходя из наших менталитета и идеологии. Архитектура должна быть свободной, ей нужен простор.

4

- 4 июня вся страна празднует День государственных символов. Какие эмоции Вы испытываете в этот день? Не стерлись ли они с годами, все таки прошло уже 25 лет...

- Эмоции, конечно очень позитивные. И они абсолютно не стираются с годами. 25 лет исполняется нашим флагу, гимну и гербу. Наш флаг не раз взвивался вверх, символизируя победы наших спортсменов и других деятелей, поэтому все о флаге знают все. С гербом немного сложнее, кроме того, что он представляет из себя юрту, молодежь практически ничего о нем не знает. Какой-то шанырак, какие-то крылатые кони, и... все. За семь прошлых лет, я создал новые стандарты герба, каким он должен быть. Многие изготовители гербов зачастую искажают его параметры, пропорции, цвет. В гербе более 40 элементов, у которых раньше не было названия, я им его дал. За семь лет менялись форма головы лошадей, абрисы, уклоны и пропорции. Даже слово «Қазақстан» раньше писалось немного по-другому, буквы были более узкими.

6

- Расскажите нашим читателям историю создания герба. Была ли возможность в то время, что герб мог выглядеть по-иному?

- Нет. Эта идея была у меня с самого начала, и я работал с ней до конца. Конечно, некоторые детали приходили в голову и уходили. Но взятая за основу идея создать герб в виде юрты была от начала до конца. Если вы присмотритесь внимательно, можете увидеть, что в гербе отражен не только шанырак юрты - это вся юрта целиком, точнее ее вид сверху. Раньше, когда образовывалась молодая семья, ей возводили отдельную небольшую юрту. Я заложил в основу герба идею о том, что при получении независимости Казахстан возвел собственную юрту, собственный шанырак. Но, ведь свою юрту нужно беречь, правильно? Таким образом, появились два тулпара, символизирующие охрану границ. Они были созданы на основе звериного стиля, характерного для культуры наших предков. Этих тулпаров отличает не только наличие рогов и крыльев, у них есть еще и позвонок, который символизирует основу нашей независимости. Крылья коней делятся на три составные части, каждая из которых представляет старший, средний и младший жузы. Но есть рода, которые не входят в их число, в частности қожа, торе и другие. Они также отражены в гербе, и расположены между жузами. Остов юрты представляет собой Ассамблею народов Казахстана, все национальности нашей страны живут под одним шаныраком.

- Что означает звезда в самом верху нашего герба?

- У нее два основных значения: она символизирует нашего Президента Нурсултана Назарбаева, в то же время эта звезда является путеводной, ориентиром в своем роде. У казахов есть поверье, что у каждого человека горит где-то горит своя звезда, такая должна быть и у государства. В 1723 году, во время битвы джунгарами, собрались вместе все жузы и победили врага. Вы можете видеть, как в гербе жузы «сидят» на коне. Изначально, при задумке символа, конских крыльев не было даже в голове. Это уже народ додумал сам. Рога у коней тоже растут неспроста. Если присмотритесь, можете увидеть, что они состоят из 7 делений, которые отображают «Жеті ата» или предков до 7-го колена. Надпись «Қазақстан» окаймлена двумя элементами, также используемыми в строении юрты. Они называются «желбау» и являются декоративными элементами юрты. «Желбау» висели на веревки, и подвешивался груз, чтобы они не качались на ветру.

- Как видим, смысла в каждый элемент герба было вложено очень много. Сколько времени Вы потратили на его обдумывание?

- Месяца полтора. Самое главное - была идея, которая в течение времени просто обрастала определенными деталями.

- Давайте, немного поговорим о ваших детях. Кто-то из них пошел по вашим стопам?

- У меня трое детей, и я считаю, что все они пошли по моим стопам. Двоих из них еще в Ташкенте я обучил архитектуре и градостроительству. Мой сын занимался экспертизой всех архитектурных строений в Астане. Другой окончил экономический институт, вторая специальность у него - «Промышленное и гражданское строительство». Сейчас у него свой бизнес. Третий сын работает сейчас главным инженером в одной из столичных проектных организаций. Я считаю, что именно архитектор является главным строителем. Я показываю своим детям, где и что нужно доработать, они потом учитывают это и строят.

- Гордятся ли они, что их отец является автором государственного герба Казахстана?

- Ничего подобного! Они просто живут и работают во благо своей страны. Конечно, я желаю им достичь больших высот. Но я, чтобы достичь того, чего я достиг в итоге, работал день и ночь. Зато теперь у меня есть бесценный опыт. Я могу судить о чем-то в своей области, у меня, с чем сравнивать.

- Автор национального герба РК и сейчас полон идей. Что является стимулом для вашего творчества?

-  У казахского народа есть своя культура. Не английская, не азербайджанская или чья-то еще - степная культура. Природная среда воспитывает человека. У нас обширная территория и простор, поэтому казахи всегда мыслили свободно, ведь свободе мысли не мешало ничто. А если, к примеру, с утра до вечера видеть горы, мысль такой уже не будет.

Хочу сказать, что я выиграл коммерческий грант для изготовления юрты, которую поставят в ЕНУ им. Гумилева. Она будет изготовливаться ремесленниками. Необходимо отметить, что юрта досконально не изучена и по сей день. Между тем, в данном направлении можно изготовить множество разных композиций. Казахи пользовались юртой еще три тысячи лет назад. А Золотой человек символизировал самый золотой период для нашего этноса. В гуннский период казахи оседлали коня. Все это заложено и отражено в нашем гербе.

7

Поделиться в Whatsapp

Оставить комментарий


Казинформ